Социология и будущее Кыргызстана
Автор - Калыс Ишимканов    9-04-2018, 06:30

 

Образ будущего, отношение к нему, уверенность в нем  это не просто футурологические категории. В современных условиях их интерпретация, понимание, распространенность в обществе, укорененность в общественных настроениях мощно воздействуют на социально-энтропийные процессы, позволяют, выстраивать порядок и устойчивость. Исходя из того, что в хаосе содержатся ростки порядка, можно перевести это положение в социально-практический дискурс, имплементировать тенденции хаоса в общественное развитие. В отличие от капиталистической цивилизации в кыргызском обществе, хотя и испытавшем болезненную ломку перехода к новым общественным отношениям, ментальные практики не дошли до степени крайнего потребительства и эгоизма. Это можно видеть на примере стран Евросоюза, который, несмотря на великий исторический проект «Европа без границ и без войн», превратился в идею тихого необжитого дома. Растерянность европейцев перед проблемами миграции, спад экономического производства, локальные конфликты и диспропорциональность развития показывают, что европейская модель будущего не может быть ориентиром для кыргызстанцев. 

Самобытный кыргызский путь не заключается в архаике, так называемой ордынской традиции, а связан с тем, что, будучи центрально азиатской страной, самобытной цивилизацией, кыргызское общество не может копировать уже достигнутые пути развития, а должно использовать собственные ресурсы, выстраивать свой образ собственного будущего. В этом контексте кыргызскому обществу необходимо идеологическое и концептуальное обоснование пути развития. Однако постоянно воспроизводится либеральная парадигма, в то время как страна нуждается в идеологии центризма, в достижении баланса между традицией и развитием, между регионами и республиканским центром прошлым, настоящим и будущим. Для кыргызского общества важно достижение согласия в личностных устремлениях кыргызстанцев и в видении будущего Кыргызстану. Как свидетельствует наш анализ сценариев будущего, большинство населения полагает, что Кыргызстан нуждается в устойчивости, а реформы должны носить эволюционный характер, в то же время они склонны думать, что возрождение мощи и величия Кыргызстана невозможно без укрепления государственной власти. 

Можно сказать, что будущее кыргызстанцы связывают с проведением новым президентом Сооронбаем Джеенбековым политики перемен, политики взвешенной, просчитывающей экономические, социальные и политические последствия и имеющей поступательный характер. При этом основные надежды возлагаются на укрепление государственной власти, что связано не только с этатизмом кыргызстанцев, с их верой в государство как высший авторитет, но и с тем, что в Кыргызстане государство призвано объединять, консолидировать общественную инициативу, поддерживать творческие социальные проекты. В какой-то степени кыргызское общество еще не может реализовать социальную самоорганизацию и саморегуляцию, особенно на низовом уровне, но действия нового креативного слоя, локальных креативных сообществ, ориентированных на возрождение регионовпоказывают, что творческие  практики участия нуждаются в правовой, организационной, а часто финансовой поддержке государства. Большинство кыргызстанцев верит не в то, что государство должно быть опекуном населения, а в то, что мощное государство  то, которое позволяет обрести системное доверие. 

Как отмечалось выше, кыргызскй креативный слой находится на уровне функционального и позиционного доверия, закладываются основы сетевого взаимодействия для того, чтобы идеологический выбор не определялся кратковременной модой на какую-либо позицию. Ожидания, разделяемые обществом в отношении государства, связаны с тем, чтобы рассматривать государство как своеобразное поле социального действия. Речь идет о том, что по сравнению с американской или европейской моделью будущего, в которой своеобразной идеологической мантрой является приоритет прав человека, индивидуализм и ориентация на успех, то в кыргызском обществе присутствует осознание того, что благополучное будущее отдельных групп и отдельных граждан не может быть гарантированным и полностью реализованным вне мощного государства, обеспечивающего безопасность, порядок в современном нестабильном мире и гарантирующего своим гражданам чувство личной и общественной неприкосновенности. В этом плане важно понять, что для социальной мысли актуальными становятся не рецессивные модели, определяемые возможностями имплементации зарубежного опыта. Когнитивный ориентир обусловлен пониманием неоднозначности будущего, того, чтобы в стремлении будущего оставить в себе позитивное прошлое. 

Определяя свое будущее, кыргызское общество, если говорить о референтных социальных группах и слоях, нацелено на то, чтобы в созидании будущего осуществлялось сотрудничество социологии и государства. Это может вызвать упрек в том, что кыргызстанцы не стали еще гражданами Кыргызстана, но здесь надо учесть особенности кыргызской идентичности. Развитие гражданской активности кыргызстанцев невозможно без позитивного созидательного участия государственных структур, особенно в сложившейся ситуации, когда институтом доверия в кыргызском обществе является институт президентства. Среди техкто считает, что распределение угроз для Кыргызстана, вызовы ее будущему заключаются в том, что государство сосредоточилось на внешнеполитических аспектах, в связи с чем немаловажным является отношение института президентства к внутренним угрозам. В этом отношении многие кыргызстанцы пока испытывают доверие к способности нового Президента Сооронбая Жээнбекова и возглавляемого им государства обеспечить устойчивое развитие страны и ее будущее. 

Можно согласиться с тем, что для кыргызского общества будущее есть следствие согласованности оценок относительно настоящего. Кыргызское общество прошло через этап увлечения прошлым. Можно сказать, что в понимании настоящего кыргызстанцев стали руководствоваться логикой кыргызскости, не отрицая славных исторических эпох, когда на протяжении всего новейшего периода в сознании населения сосуществовали и конкурировали три главные культурные идеологические ориентации западническая, советская и наиболее размытая, по существу еще только формирующаяся, собственно кыргызская. Заметим, что к советскому периоду многие кыргызстанцы испытывают чувство ностальгии, понимая, что это было прекрасное недавнее прошлое, но возвращаться к нему не стоит. 

В целом наш анализ позволяет утверждать, что за последнее столетие попытки модернизировать Кыргызстан сверху не оказались для нее напрасными. Время указывает на рост значимости достижительных ценностей  прагматизма, экономической рациональности. Однако общество не может руководствоваться только рациональными соображениями, о чем писал Макс Вебер, предупреждая об опасностях «железной клетки рациональности». В общественной жизни важными являются социальные эмоции, чувства, позитивные настроения, ожидание светлого будущего, которые мобилизуют общество на общественную консолидацию. 

В этом смысле кыргызское общество еще размыто по предпочтениям, демонстрирует сплоченность только в экстремальных условиях, перед глобальными внешними или внутренними вызовами  угрозами экономической и политической блокады Кыргызстана, потери национального суверенитета, территориальной целостности, терроризмом. Чтобы «Стратегия-2040» рассматривалась не только как поле грядущих вызовов, для предотвращения которых необходимо мобилизоваться, требуется, чтобы в массовых настроениях она стала связываться с личными ожиданиями, устройством семейной жизни. Не противопоставляя эти положения формуле прошлых лет «Прежде думай о Родине, а потом о себе», можно говорить о синхронизации личностных и общественных ожиданий, о том, чтобы коллективный образ будущего общества должен включать в себя достоинство гражданина, социальный комфорт, заботу о семье. В этом контексте для социологической мысли актуально найти ответы-обоснования на такие ее вопросы: какими могут быть принимаемые управленческие решения? Каков баланс между общественными ожиданиями и планирующей деятельностью государственных структур? Какие социальные институты заслуживают поддержки в развитии, чтобы обеспечить баланс интересов регионов в кыргызском обществе? 

Можно утверждать, что кыргызстанцев связывают уверенность в будущем с различными аспектами социальной жизни. Так, для кыргызского общества не утратил значение образовательный ресурс, то, что Кыргызстан, пройдя в 1930-40е гг. эксперимент по ликвидации неграмотности, превратилась в одну из образованных и читающих стран мира. Кыргызстанцев в одинаковой степени волнуют проблемы здравоохранения, образования, безопасности, социально-экологической среды, потому что это тот фон, на котором формируются ожидания будущего. Вместе с тем для того чтобы государство было инструментом реализации интересов общества, принимало во внимание интересы отдельных граждан и социальных групп, следует признать существование народа, руководствоваться логикой народа как единой общности. 

Для разработчиков «Стратегии-2040» важно выработать модели консенсуса, согласования интересов, анализа различных форм роста кыргызской гражданской (общественно-политической) идентичности. Можно сказать, что запрос на будущее предполагает грандиозную и долговременную работу, связанную с удовлетворением потребности общества в самопознании, социальной диагностике и социологической экспертизе, т.е. в выработке социально ориентированного, социально мобилизующего знания. Пока социальная и правовая компетентность кыргызстанцев, а также системная информированность о социально-политичестких процессах, происходящих в стране, недостаточна. 

Речь идет о том, что в общественное сознание нередко вбрасываются  некими «гражданскими активистами» идеи, способные взбудоражить, спровоцировать общественное мнение или отвлечь от актуальных проблем, кроме того, прослеживается тенденция к тому, чтобы играть на чувствах и настроениях отдельных групп, на нереализованных или повышенных ожиданиях будущего. Говоря об этом, мы имеем в виду, что общественные настроения, зачастую обращаясь к разнообразным источникам информации, в реальности они не формируют целостной картины происходящего в кыргызском обществе, так как сосредоточиваются хотя и на важных, но отдельных аспектах жизни. 

В этом смысле будущее общество прямо зависит от личного и группового самочувствия. Складывающаяся новая социальная реальность, которая  выражается в том, что для успешного устойчивого развития необходим образ будущего страны, в котором бы отдельный гражданин находил ресурс уверенности в реализации собственных жизненных стратегий. Является ли подобный подход манифестированием «Таза-Коом»Здесь следует уяснить ситуацию, развитие сценарного мышления как способности мыслить категориями будущего, определяется настроениями в пользу будущего и состоянием знания о будущем. В этом смысле практическое сознание совпадает с теоретическим, так как алгоритмы повседневного действия, рутинные практики создают эффект микроизменений, подготавливающих будущее, в то время как теоретическая мысль, выстраивая концепты будущего, практически влияет на общественные настроения, определяет отношение к будущему со знаком «плюс» или со знаком «минус». Конечно, никто не будет отрицать, что важнейшие направления развития общественной мысли должны подтверждаться социологическим исследованиям, анализом, прогнозом.  

В современных зарубежных теориях проводится мысль о том, что сегодняшнее состояние неопределенности сопровождается исчезновением среднего класса, сформировавшегося в результате реформ, включивших в себя три основных пункта: всеобщее избирательное право, создание элементов государства и благосостояния, проповедь национализма, способствовавшего политической консолидации. В этом смысле средний класс перестал существовать как залог уверенности в будущем, поскольку был матрицей построения современного либерального общества. С исчезновением среднего класса исчезают надежды на лучшее будущее. 

Однако такой вывод, который вроде бы с непреложной логикой выводится из положения о структурных переменах в современном капитализме, кажется ошибочным. Дело в том, что в кыргызском обществе средний класс по западному образцу не укоренился и отечественные социологи были готовы видеть в этом несовершенство социальной структуры, преобладание бюджетной экономики над экономикой рыночной. Полагая, что кыргызскй креативный слой имеет корни в традиции кыргызской интеллигенции, что большинство представителей креативного социального слоя связано с бюджетной сферой - учителя, врачи, преподаватели, ученые, работники культуры, которые представляют собой группу воспроизводства и сохранения культурно-интеллектуального потенциала кыргызского общества. Можно утверждать, что для кыргызского общества уверенность в будущем связана не с созданием социально разумного и организованного общества, а с сильным государством, консолидированным социальным согласием по поводу базовых ценностей, стратегических целей развития кыргызского общества. В этом отражается то, что можно квалифицировать как надежды кыргызского народа. 

Вероятно, говоря о таком желаемом будущем, следует иметь в виду, что по мере роста рыночного хозяйства и элементов демократии, неизбежно встает социологический вопрос: каким целям служат эти нововведения? В этом смысле потерпели крах многие западные теории, в том числе об объективном дисциплинировании рынка и о том, что демократия является лучшим инструментом, который изобрело человечество для управления обществом. Для кыргызстанцев будущее связано с такими фундаментальными категориями, как национальный суверенитет, способность самостоятельно вершить внутренние и внешние дела, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, выбор кыргызского пути устойчивого развития. Поэтому становится очевидным, что совокупность проблем, связанных с новым креативным слоемкыргызской модернизацией, новыми творческими практиками социального участия, по существу фокусируется в проблеме того, каким мыслят свое будущее кыргызстанцы. Эти внешне актуалистские тенденции на самом деле содержат потенциал «Стратегии-2040». 

Однако развитие кыргызского общества определяется тем, что тенденция роста, усиление потребности кыргызстанцев в самореализации, настроения социального альтруизма пока не стали главными факторами социального самочувствия, но их направленность связана с будущим. Можно сказать, что носители этих настроений принимают во внимание будущее как фактор созидания настоящего, реализации жизненных стратегий. В пользу этого утверждения свидетельствует тот факт, что кыргызстанцы придерживается стратегии ближнесрочного и среднесрочного планирования, но характерно и то, что для них главное чувство, которое выражает личное отношение к Кыргызстану, - Любовь, Гордость, Уважение. Главным достижением современности можно считать то, что в общественной жизни произошел определенный перелом и в прошлое уходят достаточно распространенные в конце 1990-х гг. обида и стыд; сегодня небольшой сегмент составляют равнодушные, которые определяли общественные настроения длительный период в первом десятилетии XXI в. 

Понимая, что будущее связано живой памятью с ближайшим прошлым и теми наличными возможностями, которыми характеризуется настоящее, динамику общественных настроений, которые являются носителями определенных мировоззренческих и социально-эмоциональных позиций, а также причины, продуцирующие общественные настроения, можно утверждать, что модус прошлого трансформировался в ожидания будущего, прошлое становится исторической реальностью, в то время как общественная жизнь направлена на проективную реальность. 

Разумеется, следует учитывать исторический опыт и актуальные потребности и общества, и каждого человека. Это важно в социологическом аспекте, так как уменьшает иллюзорность будущего и его критерием становится очевидность. Конкретизируя это положение, можно сказать, что справедливое  общество порождается структурами повседневности, и при непонимании этой связи она изображается как мир идеалов и желаемых состояний, в то время как структуры повседневности воспроизводят бесконечное настоящее. В реальности задача социологического знания определяется социологическим исследованием общества присутствующего в настоящем, и определяющего будущее. Пока акцент делается на актуализме, описании будущего как состояния, детерминированного настоящим. Такая познавательная ситуация не отражает существенных сдвигов в общественном сознании — того, что общество, преодолевая равнодушие и исторический синдром, объективно приближается к запросу на будущее. 

Для кыргызского общества ставка на  устойчивое развитие  становится ключевой, так как дает возможность анализа и проблем социального доверия, которое становится капиталом в современном обществе, и достиженческих стратегий кыргызстанцев, и способов движения общества к социальной консолидации. Если данные процессы находятся в зачаточном, неразвитом состоянии или мыслятся как бесперспективные, не волнующие большую часть общества, то будущее складывается как совокупность контролирующих и часто несовместимых образов. Воспроизводство различий по видению будущего закрепляет социальное одиночество, недоверие и отчуждение в обществе.  

Вместе с тем следует подчеркнуть, что для понимания будущего в кыргызском обществе недостаточно только фиксировать перспективную динамику общественных настроений. Для того чтобы выявить достоверный фон ожиданий будущего и не стать заложником меняющейся эмпирики, требуется определить, каким теоретическим потенциалом располагает кыргызская социология, какие теоретико-методологические интенции реализуются в понимании проблематики устойчивого развития, каков ожидаемый вклад социологии в контексте социальной диагностики и экспертизы кыргызского общества. 

 

Кусеин Исаев, д.ф.н. профессор социологии 

Калыс Ишимканов, философ, магистр социологии 

скачать dle 11.3

: 2

Комментарии 2

  1. тюрк от 11 апреля 2018 09:25
    перед  тем  как  устраивать  свару  по  поводу той  или  иной  статьи  из  Википедии,  стоит  пройтись  по  ссылкам  тех  материалов,  на  основание  которых  эта  статья  написана,  по  причине  того  что  иной  раз  источники материалов  не  вызывают  доверия. 
  2. не титул от 11 апреля 2018 11:11
    Цитата: Кыдык
    Мнение отдельных депутатов не означает мнение целого народа.

    однако законы принимаются именно этими депутатами и для исполнения народом, и мнение народа никто не спрашивает когда депутатам надо нажиться на принятии разных законов, в том числе и по языку,

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Последние новости
Администрация Тюмени подала в суд на кыргызскую диаспору
Вчера, 14:35
Собравшиеся возле Белого дома сторонники Сапара Исакова просят его создать свою партию
Вчера, 11:46
Имам на проповеди выступил против встреч одноклассников
Вчера, 11:35
С Ала-Арчинского ледника сорвался альпинист из Швейцарии
Вчера, 11:32
Депутату кажется, что его телефон прослушивают
20-04-2018, 18:35
Депутат считает, что Олег Панкратов не может занимать пост министра из-за ошибок в ЕАЭС
20-04-2018, 18:34
Депутат не понимает, почему 50 процентов прежнего состава кабмина сидит в новом
20-04-2018, 18:32
Если экономически компания MegaCom выгодна государству, то не надо ее продавать, - М.Абылгазиев
20-04-2018, 15:28
Беспорядки в Тогуз-Торо. Лицензия на строительство фабрики выдана незаконно
20-04-2018, 15:26
Кандидат в премьер-министры объяснил, почему министры ездят на джипах
20-04-2018, 15:24
Не справится — поменяем! В Минздрав пришел не врач, но с уголовным делом
20-04-2018, 13:33
Безвизовый режим до 60 дней в Кыргызстане намерены сделать бессрочным
20-04-2018, 11:55
«Из политики я не уйду» - Сапар Исаков рассказал о своих планах
20-04-2018, 11:05
"Экономику страны я передаю будущему премьеру в очень хорошем состоянии" - Сапар Исаков
20-04-2018, 11:00
Сапар Исаков рассказал, почему назначил Болота Суюмбаева главой ГСБЭП после его ухода из ГКНБ
20-04-2018, 10:56
При вотуме недоверия премьер-министр лишается статуса «экс» - юрист
20-04-2018, 10:45
Фальшивые ветераны. В отношении генерала Чомоева возбудили уголовное дело
20-04-2018, 10:43
Бизнес недоволен: чиновники требуют выйти на субботник и пугают штрафами
20-04-2018, 10:39
В Кыргызстане скрывался террорист, объявленный в международный розыск
20-04-2018, 10:37
Новый состав правительства: Исраилова убрали, Панкратова вернули
20-04-2018, 10:36
Состав коалиции большинства изменился, но спикера менять не будут
19-04-2018, 17:59
Кого уберут из правительства
19-04-2018, 17:55
Мухаммедкалый Абылгазиев сменил имя-фамилию и выдвинулся в премьеры
19-04-2018, 15:00
«Республика —Ата Журт» намерена войти в коалицию большинства Жогорку Кенеша
19-04-2018, 14:35
Оперативно... Президент подписал указ об отставке правительства
19-04-2018, 14:33
На пост премьера могут выдвинуть главу Аппарата президента Мухаммедкалыя Абылгазиева, а спикером может стать Иса Омуркулов
19-04-2018, 11:55
После отставки правительства депутаты начинают переговоры об изменении коалиции
19-04-2018, 11:53
Мэр Ибраимов снова вызывает подозрения
19-04-2018, 11:23
Есть противоречия между президентом и Исаковым - политолог
19-04-2018, 11:21
Калиев тоже хочет сидеть в больнице, а не за решеткой…
19-04-2018, 11:17
MegaCom
У соседей
Зачем Эмиратам казахский Байконур?
Вчера, 11:55
Детей туркменских трудовых мигрантов ограничат в правах
20-04-2018, 18:25
В мечети Узбекистана у бизнесмена украли около 40 тысяч долларов
20-04-2018, 18:24
О том, чему Нурсултан Назарбаев научил Александра Лукашенко
20-04-2018, 11:08
В Узбекистане запретили отказывать в работе из-за судимости
20-04-2018, 10:52
Два порта Казахстана включат в «альтернативный» маршрут доставки спецгрузов США в Афганистан
20-04-2018, 10:02
В Турции задержана вооруженная группировка туркменских мигрантов
20-04-2018, 10:00
В Караганде спасли застрявшую в бетонной плите кошку
19-04-2018, 18:11
Почему в Казахстане зритель не идет на фильмы о знаменитых соотечественниках?
19-04-2018, 14:57
Туркменистан распродаёт роскошные отели в «Авазе»
19-04-2018, 09:33
В Таджикистане вводят госконтроль над WiFi
18-04-2018, 11:05
Российский депутат: У Казахстана свой путь, и он не собирается следовать России
18-04-2018, 10:40

Гороскоп

На эту неделю с 16 по 22 апреля. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем

Весь гороскоп »

Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курсы валют НБКР
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru